Такое поспешное решение было моим большим факапом по следующим причинам:
- я не уточнила ничего про коммуникации, вентиляцию и электрические мощности, из-за чего позднее в работе у нас было много сложностей: выбивало пробки, прорывало трубы и тд.;
- я не понимала, что цех и кафе – это разные форматы, мне казалось «ну что такого, это просто помещение побольше!» – а по факту от формата зависит и меню, и финансовая модель, и штат сотрудников;
- в договоре было предусмотрено много штрафов за все. Я просила их убрать при подписании договора, но от меня отмахнулись «Ничего страшного, обычно мы их не применяем!» – и я поверила на слово, а потом не могла расторгнуть договор и сталкивалась с шантажом и угрозами применения огромных штрафов. И все в рамках закона!
- стоимость аренды была раз в 10 дороже прежнего места, около €3000. Цена была зафиксирована в евро, а в 2014 году сильно вырос курс, что повлекло усиление кассового разрыва и почти привело к банкротству;
- мы решили делать ремонт своими силами, на что ушло 4 месяца (с привлечением работников могли бы стартовать через 1-2 месяца!). Арендные каникулы были месяца полтора, то есть мы платили за аренду при том, что ничего не зарабатывали, закапывая себя в яму еще до начала работы в новом формате;
Но были и плюсы экстренного открытия в беременном положении, я использовала один лайфхак: с огромным животом ходила по всем учреждениям и говорила: «Дайте нам разрешение, а то мне скоро рожать!». Все заключения мне выдавали гораздо быстрее, чем раньше.
Сейчас я понимаю, что мой навык искать во всем позитив и не сдаваться – один из ключевых факторов успеха. Я уверена, что это свойство есть у всех успешных предпринимателей.